- Авторские
права на текст принадлежат Владимиру Борисовичу Дрыжаку (Красноярск).
- (dvb@samy.krasnoyarsk.su).
Полная версия см. http://www.samy.krasnoyarsk.su/moralist/
Некоммерческое использование частей и целого не регламентируется.
Коммерческое использование без согласия держателя авторских прав не
допускается.
- ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ АВТОРА
- (из первого прижизненного издания заметок Фомы Евграфовича
Топорищева)
Заметки должно читать в том порядке, как оные расставлены, ибо их
соединяет замысел. Иным сие не придется по вкусу, тогда умываю руки: желающий
страстно отведать слоеного пирога свалит в кучу и творог и мякину.
Многие здесь углядят тонкие намеки, коих автор не подозревает, а посему,
стало быть, и не делал. Ежели кому придет в голову отнести их на свой счет - в
добрый путь! Однако, не стоит забывать, что со многими читателями автор не
знаком; но пусть даже и так, почему он должен иметь ввиду этих, а не тех,
etc.?
Дело автора - марать бумагу, а на что ее употребить - дело читателя.
- Критику скажу: критикуй, да знай меру. Чем строчить критики на других,
пиши лучше на себя, а нет - так пиши дельное.
- Издателю посоветую все оставить как есть, листов не перекладывая, и не
марая их глупыми примечаниями.
- Не всякое лыко в строку - на иные примечания потребны свои примечания, а
где сему конец? Племянник мой - студьозус - толкует, что углядел здесь афоризмы.
Таковые мне не известны. Назови хоть овцу коровою - молоком богаче не станешь!
Что писано, то думано, стало быть это - мысли.
- В языке великорусском достаточно своих слов и грамматик, иных знать не
желаю. Отчего можно было француза из Руси взашей вытолкать, а слова оставить,
поелику только они красивы? Все красиво, что не дурно! А чем дурен наш
язык?
- К сему прибавлю, что плохих вещей нет, но есть дурное оных употребление.
Кнутом можно эдак лихо щелкать, как мой кучер Вахрамей, а можно и по спине
пройтись, как делает иной приказчик. Особо коснусь прекрасного пола, ибо ему
присущ тонкий вкус, а по нынешним временам и изрядная образованность.
Наипочтительнейше прошу не списывать сии заметки в альбомы с виньетками и
росчерками, ибо там оные будут соседствовать с глупыми стишками уездных
щелкоперов, отчего случится вред и тем и другим. Поэзия хороша и сама по себе, а
от дурного соседства портится характер.
- Еще прибавлю вслед за Лабрюйером : "Гораций и
Депрео говорили это до вас." Верю вам на слово, но все же это мои собственные
суждения. Разве я не могу разумно думать и после них, как другие будут разумно
думать после меня?"
-
- НЕДОУМЕНИЯ И НЕДОРАЗУМЕНИЯ С ПРИСОВОКУПЛЕНИЕМ ОТВЕТОВ
- На всякий вопрос задавай хороший ответ! Ф.Е.Топорищев
- Ужель и
вправду мир не вечен?! Мир еще вечен, но вопрос уже дискутируется на самом
верху.
- Наступит ли
конец света, и когда именно? Думаю, конец не наступит, пока все не соберутся на
том свете и не решат, что со всем этим пора кончать.
- Кому поручено
следить за порядком в высших сферах? Следит, разумеется, Господь, сатана же
порядок наводит.
- В начале было
слово, но что было до того, как оное подействовало? В промежутке словом владели
злые языки.
- Всегда ли
едины ли во мнениях Отец, Сын и Святой Дух? Едины их помыслы, но рознятся
взгляды и расходятся подходы.
- Что
заставляет Природу соблюдать ее законы? Соблюдение предусмотрено самими
законами, посему Природа не смеет их нарушить.
- Подвержена ли
и Судьба своим козням? Нет, ибо козни не успевают за ее поворотами.
- Что творится
за пределами вселенной, и кто все это вытворяет? Можно только предположить, что
именно там неведомые силы производят все недоступное пониманию.
- Настоящее
вытекает из прошлого, но куда все впитывается? Все перетекает в будущее и там
упаривается во всемирную историю.
- Что есть
жизнь, что есть смерть, и почему оные друг без друга не существуют? Смерть - это
один из вариантов бессмертия, притом далеко не самый лучший.
- Полезны ли
знания на том свете, и к чему они там прилагаются? В раю знания совершенно
бесполезны, в аду же попросту недопустимы, ибо умножают скорби, и без того
многочисленные.
- Что делается
со званием и чином после того, как человек умирает? Все отдается на растерзание
родственникам.
- Почему
человек умирает именно тогда, когда начинает понимать толк в жизни? Господь в
опаске, как бы его сдуру не перемудрили...
- Справедливо
ли, что безгрешная душа подвергается вечным мучениям, в то время как грешное
тело пребывает в вечном покое? После смерти справедливость никого не интересует,
ибо оная уже свершилась.
- Почему за
короткую жизнь иногда полагаются вечные муки? Вечное блаженство отнюдь не
всякому по душе...
- Почему иной
живет хорошо, иной - дурно, а иной - колеблется? Потому что одни хотят в рай,
другие - в ад, а третьи помогают и тем и другим.
- Где хранятся
в человеке его достоинства? Достоинства сохраняются в чувстве собственного
достоинства, а все чувства, как им и должно, хранятся в сердце.
- Отчего зло
пускает столь глубокие корни в душах человеческих? Вероятно, оттого, что находит
там обильное питание и полное успокоение совести.
- Отчего все
считают, что колесо Фортуны вертится не в ту сторону? Вертись оно туда, куда нам
всем хочется, мы уже давно свихнулись бы от счастья!
- Почему судьба
всегда учит задним числом и не дает поблажки? Судьба нас натаскивает на свои
козни.
- У всякого ли
терпения есть предел, и что наступает, когда его перейдешь? Ответ прост:
терпение лопается, и все недовольство вытекает.
- Сколько раз
можно говорить одно и то же без ущерба для рассудка? После двадцатого раза
наступает онемение, а после двадцать первого - двадцать второй.
- Дураком быть
плохо, но и слишком умным - тоже. Существует ли между ними золотая середина, и к
какому краю ближе оная располагается? Лучше всего быть посредником и тонким
ценителем.
- Ежели многие
умеют писать, отчего же не пишут? Оттого, верно, что не знают, как распорядиться
славой писателя.
- Куда девать
мысли, когда их слишком много? Одну часть можно оставить дуракам, другую -
потомкам, а остальные пустить в оборот.
- Отчего дураки
бывают круглые и не бывают какой-либо иной, менее вызывающей формы? Всех прочих
весьма быстро обкатывают...
- Почему даже
тот, кто не имеет разума, имеет для него место в голове? Не может же Господь
знать заранее, кто родится дураком!
- Обязан ли
философский камень и себя превратить в золото? Разумеется, нет, ибо философия в
нем тут же скончается.
- Отчего поэты
не торгуют поэмами, а поручают сие торговцам книгами, кои ничего не смыслят в
поэзии? Поэт не знает, как подобраться к абоненту своих настроений.
- Отчего те,
которые делают деньги, не умеют ими пользоваться? Деньги им успевают надоесть
еще в процессе изготовления.
- По какой
причине хвосты растут сразу, а рога - спустя некоторое, весьма многозначительное
время? Так устроено, дабы сначала учились вилять, а уже потом свирепели.
- Стоит ли
начинать, и можно ли кончить минуя начало? Начало можно обойти, но тогда уже
конец неминуем...
- Отчего не
промокает витающий в облаках? Оный и промокает, но усевает просохнуть к
возвращению и выходит сухим из воды!
- Можно ли,
употребив дырки, оставить бублики без употребления? Бублики лучше съесть, а
дырки приспособить к новым баранкам.
- Все слова
правильны - отчего же правильны не все суждения, кои из оных составляются? Слова
в суждениях не всегда согласуются в интонациях.
- Почему
Саратов не имеет своего папы, и не объявлен четвертым Римом? Саратов не имеет
своего Ватикана, посему и папы туда едут неохотно.
- Отчего земля
круглая? Полагаю, оттого, что Господь не признает никаких границ.
- Отчего
столоначальников не вытесывают вместе со столами? Теперь уже начинают, но все же
ножки приходится делать отдельно.
- Из чего
возникают беспорядки? Из отсутствия должного порядка в местах
столпотворения.
-
- Не следует ли
отдавать предпочтение более умеренным
мыслям? Следует отдать им должное, но не ставить во главу угла.
- С какой целью
придуманы аристократы? Аристократы необходимы для наполнения борделей и будуаров
актрис.
- Все воюют со
злом, но ежели оное исчезнет совсем, что
тогда будет называться добром? Добром назовут борьбу за свободу и независимость
от добряков.
- Найдется ли
мудрец, который укажет, что такое
турусы, и почему им должно быть на
колесах? Турусы - суть транспортные разговоры и намеки.
- Вообще какой
прок от всего сущего? Абсолютно никакого, но польза очевидна!
|
|